Брат и сестра из воронежского села увидели мать через 49 лет после рождения

Произошло это во время судебных тяжб

09.12.2015 18:46
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

8500
  

Александр Вячеславович Стребляк знает о переездах не понаслышке. До 18 лет он поменял четыре дома: первый — Павловский дом ребёнка, потом Воронцовский детский дом, школы-интернаты в Таловском районе и Новохопёрском районах. Александру и его сестре-двойняшке Светлане было по два месяца, когда от них отказалась мать.

Несмотря на это, юридически их статус сирот подтверждён не был. Из-за отсутствия главного документа, подтверждающего сиротство, Александр, когда ему было 18 лет, не смог получить квартиру, причитающуюся ему от государства как ребенку, выросшему без родителей.

В старом жилищном кодексе было прописано, что право на получение жилья дети — сироты могут реализовать до достижения ими 23 лет, после — уже нет. Однако новые поправки, вышедшие в 2013 году к закону о получении детьми-сиротами жилья, теперь дают возможность сиротам воспользоваться своей льготой и после достижения ими 23 лет. Узнав об этом Александр, предпринял попытки получить жильё.

По словам сотрудников прокуратуры Семилукского района, в целях защиты прав гражданина Стребляка они направили заявление в суд об установлении факта утраты заявителем родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте. Александр подсказал прокурору, что главным свидетелем может выступить его мать, которая живёт в одном из районов Воронежской области. Александр Стребляк просил не называть район, в котором проживает его мать, поскольку там о её прошлом никто не знает.

Александр Вячеславович Стребляк. Фото: Александр ЗИНЧЕНКО

— Зачем пожилого человека волновать, — рассудил Александр — пусть доживёт свою жизнь спокойно.

72-летняя женщина согласилась выступить в защиту Александра и пришла в суд. Правда, в силу возраста ей разрешили выступить в суде своего района, а не ехать в далёкий Семилукский район. Она рассказала, что отказалась от своих детей ещё в 1966 году. И это стало одним из важных пунктов в доказательстве и определения статуса Александра как сироты.

— Я её ни в чём не обвиняю, — говорит Александр. — Понятно: была не замужем, не было ни денег, ни собственного жилья.

Ещё до вынесения решения суда Александр вместе с сестрой Светланой решили навестить свою мать и, как оказалось, ещё и своих младших брата и сестру. От младших детей мать не отказалась и воспитывала их сама.

— Мы с сестрой не питали никаких иллюзий по поводу любви и раскаяния, — рассказывает Александр. — Просто хотелось удовлетворить любопытство.

Александр и раньше искал возможность повидать мать. 25 лет назад он разыскал её, даже подошёл к двери её дома, но постучать так и не смог.

— Молодой был. Эмоции брали своё. Обида тогда на неё была, — продолжает свой рассказ Александр. — С возрастом мы становимся мудрее, и сейчас я её отчасти понимаю.

На встрече с матерью, братом и сестрой Светлана и Александр старались вести себя непринуждённо и не заострять внимание на прошлом. Увидевшись, все родственники обнялись. Но «мамой» ни Светлана, ни Александр назвать 72-летнюю женщину так и не решились.

— Как-то обходили обращение, — говорит Александр. — Что говорить: чужие люди… Мы больше общались с братом и сестрой. И сейчас перезваниваемся.

— Я никогда не знал, что это такое — жить с мамой и с папой, — рассказывает Александр Вячеславович. — У нас были прекрасные воспитатели в детском доме, а о школе-интернате в Таловском районе у меня сохранились самые тёплые воспоминания. Там было, да и сейчас, прекрасное отношение к детям: очень сердечное и дружелюбное. Я заранее хочу поздравить всех воспитателей и учителей с наступающим Новым годом и пожелать им здоровья. Кроме того, пользуясь случаем, я хочу поздравить с наступающими праздниками и Семилкускую районную прокуратору и поблагодарить за огромную помощь и поддержку.

Именно школа-интернат в Таловой, где Александр окончил восьмилетку, стала для него родным домом. И по возможности мужчина навещает его. Недавно по случаю 55-летия школы 27 ноября он вместе со своими бывшими одноклассниками приехали туда на встречу.

— Я был ошарашен, какие там прекрасные сейчас условия, — восхищается Александр Стребляк. — Многие семьи живут в гораздо худших условиях. Но дети есть дети, и им хочется какого-то особенного подарка к Новому году. И я хочу газету «МОЁ!» поблагодарить за великое и благородное дело, что вы собираете подарки для детей, оказавшихся без родителей.

Сейчас и у Александра, и у Светланы, которая живёт в Борисоглебске, свои семьи: взрослые дети, а у Светланы уже и внуки. Светлана стала швеёй. Александр мог стать юристом, но из-за проблем со зрением ему пришлось оставить воронежский университет. Некоторое время он проработал на экскаваторном заводе, и уже в 33 года в 1988 году был вынужден уйти на пенсию по инвалидности.

После январских праздников в планах у Александра продолжить добиваться своей льготы. Он будет подавать документы в департамент соцзащиты Воронежской области, чтобы его поставили на учёт как нуждающегося в получении жилья.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.