Народные новости ►
Новости других СМИ
Loading...
Loading...

Семь самых старинных храмов Воронежа

17:55, 27 ноября 2015 Город 39 9222

Семь самых старинных храмов Воронежа Фото с сайта "Храмы Воронежа" и с сайта Воронежской Епархии
Реклама
Читайте также

Одним из самых нашумевших событий минувшей недели стал возможный снос храма Рождества Христова XIX века. Здание бывшей церкви долгое время принадлежало ремонтному заводу, пока его вместе с прилегающей территорией не выкупила строительная компания «Выбор». А перед этим ремонтный завод начал снос здания. К счастью, старинный храм, построенный в 1856 году, благодаря участию епархии, краеведов и общественных активистов удалось спасти от разрушения. Строительная компания приняла решение передать храм на безвозмездной основе Русской православной церкви.

Еще деревянный храм Рождества Христова на Придаче был построен в 1680 году. Он является старейшим храмом левого берега. "MOЁ! Online" вспоминает, какие ещё старинные храмы сохранились в Воронеже и как они изменились за несколько веков.

1. Успенский Адмиралтейский храм, 1594 год (ул. Софьи Перовской, 9)

Успенский храм — один из древнейших и самый знаменитый в городе Воронеже. Впервые храм упоминается в 1594 году. Тогда он был ещё деревянным. Около 1600 года по указу царя Бориса Годунова рядом с храмом был открыт Успенский мужской монастырь. А в конце XVII века был построен пятиглавый каменный храм, который мог вместить 500 человек. Кстати, Успенский храм был второй в Воронеже каменной постройкой — после
колокольни Алексиево-Акатова монастыря.

Когда в Воронеж началось кораблестроение, Успенский монастырь перенесли, оставив только церковь на берегу реки. Церковь стала местом торжественных церемоний при спуске на воду кораблей. На некоторых богослужениях был царь Пётр I. Первый корабль был спущен на воду 2 апреля 1696 года. В 1711 году кораблестроение было прекращено, а Успенская церковь осталась приходской.

Храм был действующим до 1940 года. Потом его передавали разным организациям. В 1972 году началось строительство водохранилища, которое грозило полным разрушением Успенской церкви. Только 300-летие русского военно-морского флота стало поводом выделить средства на реставрацию храма. В Успенском храме хранятся иконы XVIII века, Кипарисовый Крест с перламутровой отделкой, привезенный из Иерусалима.

2. Покровский собор, 1615 год (ул. Бехтерева, 36)

Считается, что Покровский собор в Воронеже был построен в начале XVII века. Впервые он упоминается в 1615 году в «Дозорной книге». На месте обветшавшего деревянного храма, простоявшего больше века, в 1736 году началось строительства новой каменной церкви. Позже храм несколько раз ремонтировался. В дореволюционных описаниях храма из ценных художественных вещей упоминался только серебряный ковш, который императрица Анна Иоанновна подарила кому-то из донских казаков. К 1904 году Покровский храм посещали около 1 300 прихожан.

После революции богослужения в храме совершались до 1932 года, а потом Покровский собор был передан под Дом обороны. А позже в здании храма был создан антирелигиозный музей. Во время Великой Отечественной войны здание храма было повреждено во время бомбёжек и артобстрелов. В 1943 году здание принадлежало краеведческому музею. Однако верующим в 1948 году удалось добиться возвращения Покровского собора православной общине.

В конце 1970-х годов над собором вновь нависла угроза. Во время строительства нового здания драмтеатра местные власти хотели снести собор, были разрушены резиденция и канцелярия епископа. Всё же храм удалось отстоять.

Главной святыней Покровского кафедрального собора были мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. В 2009 году их перенесли в новый Благовещенский кафедральный собор на проспекте Революции.

3. Никольский храм, 1615 год (ул. Таранченко, 19а)

История храма началась в 1615 году, правда, в то время на его месте стояла деревянная церковь, посвященная царевичу Димитрию, Угличскому Чудотворцу. Церковь не простояла и века — в 1703 году во время пожара она сгорела, однако уцелела икона Николая Чудотворца. В её честь была построена новая каменная церковь, возведение которой завершилось в 1720 году.
После революции храм долгое время был действующим. Однако его закрыли в 1940-м и сделали в нём текстильную мастерскую. Но уже через два года во время Великой Отечественной войны храм вернули православным верующим. После войны частично разрушенный храм восстановили к 1952 году. Позже при церкви был построен крестильный храм во имя Толгской иконы Божьей Матери. Сейчас при Никольском храме действует воскресная школа, библиотека.

4. Ильинская церковь, 1642 год (ул. Севастьяновский съезд, 26)

Впервые деревянная Ильинская церковь упоминается в 1642 году, и речь о ней идёт уже как о ветхой. В 1748 году она сгорела во время пожара. Спустя четыре года построили новую деревянную церковь. Правда, вскоре было принято решение о возведении каменной, строительство которой завершилось в 1770 году.

К началу XX века Ильинская церковь считалась в Воронеже одним из самых оригинальных зданий, построенных в стиле барокко. После прихода советской власти с 1930-х годов в Ильинской церкви находился Областной архив Октябрьской революции и социалистического строительства и Областной исторический архив.

5. Троицкий храм, 1646 год (пос. Боровое, ул. Павлунского, 9)

Храм возник в начале XVII века. Согласно «Переписной книге Воронежского уезда», в 1646 году церковь уже существовала. А в 1794 году на месте деревянной церкви местные жители завершили строительство каменной. Храм, построенный в стиле барокко, был действующим до середины 1930-х годов. После закрытия церкви в ней сделали склад. Восстанавливать храм начали в 1990 году.

Сейчас при Троицком храме работает воскресная школа и православная библиотека. В престольные праздники устраиваются благотворительные обеды.

6. Спасский храм, 1676 год (ул. Фрунзе, 16б)

Первое упоминание о Спасском храме относится к 1676 году. В то время церковь именовалась во имя Преображения Господня. В 1755 году был построен на месте обветшалой церкви каменный храм. В XIX веке Успенский храм несколько раз перестраивался, в 1860 году была возведена новая двухъярусная колокольня.

В середине 1930-х годов здание храма стало использоваться в качестве типографии. Здание церкви пострадало в годы Великой Отечественной войны. В 1995 году Спасский храм, являющийся памятником архитектуры, вернули церкви. Сейчас при храме действуют воскресная и музыкальная школы, библиотека.

7. Благовещенский собор, 1682 год (пр-т Революции, 18а)

Исследователи спорят по поводу даты основания Благовещенского собора. Называются две даты — 1586 и 1620 годы. Известно, что Благовещенским назывался первый храм, построенный в Воронеже. В 1682 году храм стал кафедральным собором. В 1834 году рядом с Благовещенским собором образовался Митрофановский монастырь, который был уничтожен после революции. На месте Благовещенского собора и Митрофановского монастыря был построен главный корпус ВГУ.

В 1998 году под строительство нового собора был выделен участок в Первомайском сквере. Строительство было закончено в 2009 году. Новый собор во внешнем облике повторяет Владимирский собор, который был построен в Воронеже в 1888 году в честь 900-летия Крещения Руси в традициях русско-византийского зодчества. Владимирский собор не сохранился до наших дней, он был взорван летом 1931 года.

По материалам Воронежской епархии.

 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите  Ctrl + Enter


39 КОММЕНТИРОВАТЬ МНЕ ЭТО ИНТЕРЕСНО 1
Вам будет интересно
Последние комментарии (всего 40)Комментировать
Раскрыть все комментарии (всего 40)
  • 28 ноября 2015 в 20:51
    (гость) сегодня в 20:23

    luciferсегодня в 16:39(гость) сегодня в 15:33-----------------------------------------------------------------------да не обижайся ты,бесноватый...кто кому поклоняется,это ещё надо выяснить....не надо тут бить себя пяткой в грудь...Вот погремуха у тебя крутая! давно ему кланяешься?

    Не переживай ватник таким как ты не дано знать библии, если ты любитель трупов в рпц их почитают больше чем живых, даже основ библии не знаешь
  • 28 ноября 2015 в 20:54
    lucifer вчера в 21:53

    православныя, скажите где в новом завете Иисус или апостолы призывали строить здания с орудиями казни на крыше?????????? где Иисус и апостолы призывали поклонятся иконам и целовать полуразложившеися останки человека назвав тех мощи????????

    Может найдется все же хоть один кто сможет ответить на вопрос?
    только не ватными высказываниями какими блещет тут один гость, а конкретным ответом
  • (гость)
    28 ноября 2015 в 21:49
    lucifer
    сегодня в 20:51
    (гость) сегодня в 20:23

    luciferсегодня в 16:39(гость) сегодня в 15:33-----------------------------------------------------------------------да не обижайся ты,бесноватый...кто кому поклоняется,это ещё надо выяснить....не надо тут бить себя пяткой в грудь...Вот погремуха у тебя крутая! давно ему кланяешься?

    Не переживай ватник таким как ты не дано знать библии, если ты любитель трупов в рпц их почитают больше чем живых, даже основ библии не знаешь
    -------------------------------------------------------------
    ну вот,теперь меня ватником обзываешь... ты хохол что ли? так я с ними в нормальных отношениях.Не хочу собачится здесь с тобой...а библии мы видимо разные читали......
  • 29 ноября 2015 в 10:13
    (гость) вчера в 21:49

    luciferсегодня в 20:51(гость) сегодня в 20:23luciferсегодня в 16:39(гость) сегодня в 15:33-----------------------------------------------------------------------да не обижайся ты,бесноватый...кто кому поклоняется,это ещё надо выяснить....не надо тут бить себя пяткой в грудь...Вот погремуха у тебя крутая! давно ему кланяешься?Не переживай ватник таким как ты не дано знать библии, если ты любитель трупов в рпц их почитают больше чем живых, даже основ библии не знаешь-------------------------------------------------------------ну вот,теперь меня ватником обзываешь... ты хохол что ли? так я с ними в нормальных отношениях.Не хочу собачится здесь с тобой...а библии мы видимо разные читали......

    Обиделся чтоль? Я с тобой на твоём языке разговариваю, не знаешь придмет разговора не пытайся умничать палец.
  • Зодчий (гость)
    30 ноября 2015 в 17:52
    (гость) 28 ноября в 20:23

    luciferсегодня в 16:39(гость) сегодня в 15:33-----------------------------------------------------------------------да не обижайся ты,бесноватый...кто кому поклоняется,это ещё надо выяснить....не надо тут бить себя пяткой в грудь...Вот погремуха у тебя крутая! давно ему кланяешься?


    Ну не факт, что товарищ сатанист, есть даже местночтимый святой Люцифер Каларийский, а имя это означает типа "светоносный", которым когда-то лукавый и был. А товарищ возможно какой-то протестант, ветвей куча, и, как видим, критикует баптистов, но они, наверное, часто спорят между собой на тему чье прочтение Писания истеннее...


    lucifer 28 ноября в 20:54

    Может найдется все же хоть один кто сможет ответить на вопрос?только не ватными высказываниями какими блещет тут один гость, а конкретным ответом


    Православие признает только святоотеческую трактовку Священного Писания. Только Святые Отцы, в которых действует благодать Святого Духа могли правильно истолковать Писание, да и вообще дать нам разъяснения по тем или иным вопросам духовной жизни. Это как правило Великие древние Отцы, жившие в разное время в разных местах, но о множестве вещей они вполне единодушны, что касается трактовок Священного Писания или иных вопросов. Предвосхищая вашу критику хочу задать вопрос, ответьте, кто писал Евангелие? Кто на самом деле писал, скажите! Руками апостолов, да. Но люди они были не ученые, а писали Такое! Так и Святые Отцы не сами, но Духом говорят нам что правильно, а что нет. Первые христиане не имели мест для проведения богослужений, и договорились строить храмы, а при любых спорных вопросах что хорошо и что плохо у православных есть Святые Отцы, как я уже говорил.
    Протестанты, например, отвергли Святых Отцов, решили, что они сами умные, и вот результат - огромное количество направлений и течений. Вы-то сами чьих будете?
    А святым и блж. Матроне мы молимся словами: "молите Бога о нас святые угодники Божие...", мы просим их помощи, потому что они как и мы - люди, но они святые, святость из стала ясна еще при жизни, поэтому они близко к Богу находятся и являются, так сказать, проводниками между нами и Господом. Поэтому и иконы и мощи. Поклонение не дереву и останкам как таковым, совсем нет, смысл-то совсем другой, зачем передергиваете? Или очень поверхностно разбираетесь... Вы сами как и во что верите? А то критикуете всех, а сами не представились...
Раскрыть все комментарии (всего 40)
Оставить комментарий
Ознакомиться с Правилами общения на портале «МОЁ! Online»