Народные новости ►
Новости других СМИ
Loading...
Loading...

Инженер-конструктор КБХА: «Чертежи вечных двигателей получаем по почте регулярно»

Инженер-конструктор перспективных ракетных двигателей КБХА Павел Дронов — о том, почему молодёжь не стремится в конструкторские бюро, когда человек полетит на Марс и в чём мы опережаем американцев

16:19, 18 ноября 2015 Общество, Люди 22 4164

Инженер-конструктор КБХА: «Чертежи вечных двигателей получаем по почте регулярно» Павел Дронов. Фото предоставлено пресс-службой КБХА
Реклама
Читайте также

«Увидь я эту металлическую коробку размером со стандартный посылочный ящик на мусорке, прошёл бы мимо без внимания», — невольно проносится в голове, когда смотришь на одну из последних разработок специалистов воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) — высокочастотный ионный электроракетный двигатель. Но когда узнаёшь, что эта неприметная с виду штуковина стоит не меньше, чем дорогая спортивная машина, а использоваться она может не только в космосе (как двигатель космического аппарата для межпланетных полётов), но и в гражданской промышленности (к примеру, для нанесения сверхпрочных покрытий), пиетета к ней становится несравнимо больше.

Ещё интереснее, что разработкой этого двигателя, который сейчас проходит испытания, занимались молодые специалисты, буквально вчерашние выпускники вузов. Группой электроракетных двигателей и перспективных разработок руководит 29-летний инженер-конструктор Павел Дронов.

«Хороший специалист всегда будет востребован»

— Павел, ты закончил политех по специальности «Ракетные двигатели» и уже на 5-м курсе пришёл работать в КБХА. А много ли твоих однокурсников, как и ты, стали работать по специальности?

— Думаю, примерно 30%. Остальные разбрелись кто куда.

— В чём же причины? Молодые специалисты у нас не востребованы?

— Хороший специалист всегда будет востребован. Да и в другие сферы деятельности уходили не самые глупые. Не думаю, что они бы не справились с работой инженера-конструктора. Просто всё упирается в деньги. Те, кто мечтает о больших миллионах, в конструкторское бюро не пойдёт.

— А ты почему пошёл?

Я с детства любил физику. А по жизни у меня всегда были хорошие учителя — в школе, в вузе, на предприятии. Они и заразили меня любовью к тому делу, которым я занимаюсь.

— Когда речь заходит об инженере-конструкторе, воображение рисует заслуженного-перезаслуженного «мастодонта» советской школы, лет эдак 60 — 70, и уж никак не выпускника вуза...

— Когда пришёл в КБХА, было очень мало специалистов моего возраста. Но потом пришло большое количество ребят 1987 — 1990-х годов рождения, среди них много талантливых и хороших специалистов, которые до сих пор работают на предприятии и приносят ему пользу. У нас даже создали Молодёжное конструкторское бюро, объединившее на предприятии наиболее инициативную и талантливую молодёжь.

— И всё же ты говоришь, что из твоего потока в профессии остался в среднем только каждый третий. Что же нужно делать, чтобы молодёжь шла в конструкторские бюро?

— Импортозамещение — это ведь не пустые слова. Видите, какая обстановка сейчас? Нужно, чтобы страна уходила в режим, когда она будет делать всё сама. И со временем мы к этому придём. А значит, и у конструкторской деятельности есть будущее. Необходимо активно развивать, а главное, применять для общества технологии двойного назначения, как это делают на Западе. Этот путь является единственно верным направлением для укрепления экономики страны. Кстати, наша разработка может использоваться не только для космоса, но и для наземных задач.

— Но за рубежом, наверное, такие специалисты, как ты, зарабатывают гораздо больше?

— Понимаю, к чему вы клоните… Нет, я даже не рассматриваю возможность работы за границей. Даже не знаю почему… Может, это воспитание родителей советской эпохи, может, патриотизм. Называйте как хотите. Но я живу в своей стране и хочу работать только здесь.

— А чего ты хочешь добиться на своём месте?

Главная цель на сегодня — добиться, чтобы наш двигатель показал себя в работе в составе реального спутника в космосе. Есть и карьерные задачи, но о них говорить не буду.

— Как ты отдыхаешь от работы? Есть ли у тебя хобби?

— Сейчас всё моё хобби — это семья. У меня сын, ему 4 года, и всё свободное время стараюсь уделять ему.

«Путешествие на Марс — это не вопрос ближайшего будущего»

— Мы любим сравнивать себя с американцами. Если брать сферу ракетостроения, мы можем пободаться с ними?

Ну, они же на наших ракетах-носителях летают. Значит, наши ракеты чем-то лучше. Американцы же себе не враги. Я думаю, в сфере вывода полезной нагрузки на орбиту у нас паритет. Наверное, даже мы немножко пока впереди.

— Недавно было много шумихи вокруг проекта Mars One по набору добровольцев для освоения Красной планеты. Как ты считаешь, это чушь?

Если не начать о чём-то думать, ты этого никогда не добьёшься. Если принципиальная задача полететь на Марс стоит, то надо этим заниматься, пусть даже в таких проектах, в которые сейчас мало кто верит.

— А в этой связи электроракетные двигатели могут пригодиться?

В принципе при помощи связки ЭРД возможно путешествие людей на Марс. Но мощности нужны колоссальные. Пока это вопрос не ближайшего будущего.

— А если пофантазировать, чего современное ракетостроение может добиться через 100 лет?

Может, идея шизофреническая, но надо использовать альтернативные источники энергии. Даже если мы создадим двигатель, который сможет работать с мощностью несколько сот мегаватт, нужен источник, который будет его подпитывать. На Земле двигатель будет работать — скажем, от розетки. А установки, которая будет выдавать эту энергию в космосе, пока нет.

— Другими словами, как преобразовать энергию в движущую силу, вы знаете, а откуда взять эту энергию — вопрос уже не к вам.

— Так точно. Это уже вопрос в первую очередь к области физики, а не двигателестроения. Хотя мы постоянно отслеживаем научные публикации. Понимаем, что развитие техники должно продолжаться, но не можем однозначно понять куда. Иногда в прессе появляются статьи, что создан вечный двигатель или двигатель с высокой эффективностью. Регулярно на предприятие приходят письма от разных учёных: мол, рассмотрите схему двигателя с высокой эффективностью. Смотришь — и понимаешь, что даже не рядом. Основным доказательством работоспособности таких двигателей может являться только эксперимент, а не рассказы о том, что кто-то где-то когда-то слышал или видел. Но в принципе в прошлом люди не могли представить, что будет поршневой двигатель. Они ездили на упряжках, и им казалось, что они достигли пика. Может, и мы, считая так сейчас, заблуждаемся, как и они тогда...

СПРАВКА «Ё!»

Что такое электроракетные двигатели?

Электроракетные двигатели (ЭРД) — вид двигателей, развивающихся параллельно с жидкостными (ЖРД). ЭРД, которые могут работать от солнечных батарей, в космосе эффективнее, чем ЖРД. Однако из-за малых тяг они не могут поднимать ракету от Земли (это по-прежнему делают ЖРД). ЭРД используются в космосе — как двигатели беспилотных космических аппаратов, решающих различные задачи. Разработкой ЭРД в мире занимаются уже около полувека. Существует большое количество типов ЭРД. Некоторые типы электроракетных двигателей более изучены (например, стационарные плазменные), а некоторые — как высокочастотные ионные ЭРД, проектируемые в КБХА, — освоены в меньшей степени, а соответственно, их разработка крайне перспективна для космической отрасли.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите  Ctrl + Enter


22 КОММЕНТИРОВАТЬ МНЕ ЭТО ИНТЕРЕСНО 1
Вам будет интересно
Последние комментарии (всего 23)Комментировать
Раскрыть все комментарии (всего 23)
  • Профиль пользователя ['NAME']
    19 ноября 2015 в 11:26
    (Павел) Ну, они же на наших ракетах-носителях летают. Значит, наши ракеты чем-то лучше.

    Просто дешевле, а худшее качество компенсирует страховка - в итоге всё равно дешевле американским налогоплатильщикам.
    Так же на данный момент США отказались от КБХАшных в пользу украинских, по логике Павла из-за того что они лучше!
    Жаль Павел "не в теме", но зато честно говорит, что увлечён только сыном.
    Кому интересно могут хотяб популистику почитать и будет понятно, что даже тот же украинский «Южмаш» опережает КБХА.
  • (гость)
    19 ноября 2015 в 11:55
    ДмитрийС сегодня в 11:26

    (Павел) Ну, они же на наших ракетах-носителях летают. Значит, наши ракеты чем-то лучше. Просто дешевле, а худшее качество компенсирует страховка - в итоге всё равно дешевле американским налогоплатильщикам. Так же на данный момент США отказались от КБХАшных в пользу украинских, по логике Павла из-за того что они лучше!Жаль Павел "не в теме", но зато честно говорит, что увлечён только сыном.Кому интересно могут хотяб популистику почитать и будет понятно, что даже тот же украинский «Южмаш» опережает КБХА.

    На южмаше закрыли туалеты, бо воду отключили
  • (гость)
    19 ноября 2015 в 13:57
    А не лучше ли - закупить фанеры ,понаделать самолётов и улететь куда ни будь по южнее типа Сочи!
  • (гость)
    20 ноября 2015 в 12:08
    (гость) вчера в 13:57

    А не лучше ли - закупить фанеры ,понаделать самолётов и улететь куда ни будь по южнее типа Сочи!

    В Сирию?
  • Профиль пользователя ['NAME']
    20 ноября 2015 в 12:55
    (гость) вчера в 10:01

    Все идет к тому, что новый директор КБХА из московских эффективных менеджеров обанкротит предприятие, оборудование попилит на металл, а лакомый кусок земли в центре города пустит под застройку. Для этого он и поставлен на руководство. А сказки про новые технологии рассказывайте тем, кто вообще не в теме
    +++


    ++++++++++
Раскрыть все комментарии (всего 23)
Оставить комментарий
Ознакомиться с Правилами общения на портале «МОЁ! Online»