Народные новости ►
Новости других СМИ
Loading...
Loading...

Александр Филиппенко в Воронеже: «Походы в театр продлевают жизнь»

Актёр рассказал, как его фильм спас человеку жизнь и почему он перестал сниматься в сериалах

09:41, 30 сентября 2015 Культура, Люди 2 1382

Александр Филиппенко в Воронеже: «Походы в театр продлевают жизнь» Фото Ольги Гнездиловой и из социальных сетей
Реклама
Читайте также

В Воронеже 28 сентября моноспектаклем Александра Филиппенко «Смех отцов» стартовал новый культурный проект «Театральные выходные»». В рамках проекта в течение года в столице Черноземья регулярно будут идти спектакли театров Москвы и Петербурга. А вчера со сцены Воронежского концертного зала Александр Филиппенко читал произведения Сергея Довлатова, Андрея Платонова, Михаила Зощенко и других авторов. И хотя с этой программой актёр уже был в Воронеже в 2012 году, желающих послушать классику в исполнении артиста снова собрался почти полный зал. Кстати, за три года цена на спектакль не изменилась — билеты стоили от 800 до 2 500 рублей.

За Александром Филиппенко давно закрепилось негласное прозвище человек-театр. Он читает произведения классиков так, что зрители каждый раз открывают их для себя заново и порой совсем с неожиданной стороны. Например, считается, что произведения Андрея Платонова сложны для понимания. Во время прочтения Филиппенко отрывка и повести писателя «Город Градов» зал покатывался со смеху, а после спектакля многие зрители делились впечатлениями и говорили, что хотят читать Платонова.

Впрочем, актёру вполне подошло бы прозвище не только человек-театр, но и человек-ураган, потому что по количеству энергии 71-летнему актёру под силу переплюнуть атомный реактор. Во время интервью с журналистами Александр Георгиевич даже на самый короткий вопрос вспоминал забавные истории, жестикулировал, цитировал классику. Да и в самом начале беседы тут же задал задорный тон.

— Терпеть не могу, когда мне задуют вопросы: «Как вы относитесь к Платонову, как вы относитесь к Мандельштаму?». Это ужасно, стульями могу кидаться, — Александр Филиппенко прищурился, глядя на журналистов. — Ладно, шучу. Поехали — три, два, один, бомс!

«Пелевина и Сорокина нельзя читать со сцены»

— Александр Георгиевич, вы часто принимаете участие в онлайн-чтениях классических произведений. Вам самому близок такой формат?

— Мне это интересно, это же современно. Другое дело, как управляются этими новыми техническими возможностями. Вот после этих чтений Чехова мне моя жена в слезах рассказала, как меня в середине отмонтировали, а этот же текст продолжила читать другая актриса. Я не против, это режиссёрский ход. Но хотя бы предупредите об этом актёра. Сама идея онлайн-чтений замечательна, но когда троечники начинают заниматься этим делом, то возникают разные нюансы. Для меня же читать такие тексты — счастье. Сейчас, кстати, всё чаще просят почитать поэзию, хотят слышать о любви. Это радует, потому что зрители успели отвыкнуть от образного мышления, какое есть в поэзии. А все эти сериалы приучают зрителя к семи цветам радуги, то есть только к первому слою ассоциаций.

— А зачем тогда вы снимались в «Бедной Насте»?

— Я попробовал сняться в «Бедной Насте», мне всё стало ясно, и я теперь отказываюсь, а бедные молодые актёры вынуждены сниматься. Помню, поклонники как-то дарили мне цветы и просили не сниматься в «Моей прекрасной няне». Но что я мог поделать, там все друзья из Щукинского, не мог отказать. В сериалах только предлагаемые типажи и никакой чеховщины ни в коем случае. Вот две строки из Тициана Табидзе: «Он припасал стихи, как сухари и сало, и их, как провиант, с собой в дорогу брал». За ними открывается пропасть образов. А по своим технологиям все мыльные оперы запрещают такие тексты. Поэтому для меня удовольствие — читать Платонова, Гоголя, Довлатова.

— Кроме классиков кто-то из современных писателей вам интересен?

— Из современных авторов мне интересны Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. Но это всё постмодернизм, который я не очень принимаю. Они только для чтения одному у торшера, со сцены их нельзя читать.

«Моя роль уберегла человека от самоубийства»

— Вы сыграли более 80 ролей в кино. Есть особенно любимые работы?

— На первом месте для меня, конечно, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, потом два варианта «Мастера и Маргариты», далее «Командир подводный лодки» и «Убегающий август». Кто-нибудь видел «Убегающий август»? А я там, между прочим, героя-любовника играл. Иногда ко мне на улице походят люди и говорят, что моя роль там — фантастика. А как-то ко ммне подошёл один парень и сказал: «Вы мне спасли жизнь. Я в армии смотрел этот фильм, а у меня был дикий раздрай с девушкой. Но я тогда понял, неужели я такой же дурак, как Филиппенко, включу газ и убью себя. Нет, не буду».

— Про вас как-то сказали, что из всех режиссёров вы подчиняетесь только Роберту Стуруа. Неужели всего только один режиссёр, у которого вы, не раздумывая, согласитесь играть в театре или сниматься?

— Актёр должен понимать своё место в формуле и целиком ей подчиняться. Меня устраивают формулы Стуруа, а также Романа Виктюка, Михаила Макеева. А недавно я согласился сыграть в спектакле у потрясающего режиссёра, настоящего художника Дмитрия Крымова. В его спектаклях всегда происходит буйство театральной фантазии. Правда, он предложил сделать спектакль по Хемингуэю, а мне бы, конечно, больше хотелось Булгакова или Салтыкова-Щедрина. Но я ему доверяю.

— Поделитесь секретом, откуда в вас столько энергии?

— У меня ещё часто спрашивают — как вы учите столько текстов? Да того же Платонова читать одно удовольствие, его тексты как персидская сирень на губах. Этот образ я подхватил у писателя Юрия Олеши, он мастер образного письма. И ты стараешься передать зрителям это удовольствие. После Платонова люди за кулисы с квадратными глазами заходят, говорят — так не пишут сейчас. И зритель, и я получаем удовольствие, происходит обмен энергией. Если зритель ходит в театр на хорошие спектакли, то он проживают ещё одну жизнь вместе с актёрами и становится долгожителем.

«Мной командует дочь»

— На своей страничке в «Фейсбуке» вы недавно похвалилась куклой Азазелло от украинского художника Игоря Кириченко. Кто вам её подарил?

— О кукле, которая немного похожа на меня, случайно узнали моя жена и дочь. Они мне её и подарили. Знакомая художника и вовсе писала в Интернете, что боится, что автор хочет её сжечь. Какой-то мистикой от неё веет. Но мне сказали, что кукла оттягивает негативную энергию, поэтому хорошо, что она у меня есть. Азазезелло этот полметра ростом, я его в коридоре поставил.

— Вы часто ездите на гастроли. Что всегда с собой берёте в дорогу?

— Я уже устал собирать свой гастрольный чемоданчик. Со мной дочь Александра разъезжает, я всё на неё отправил. Так что она мною командует. Она кандидат наук, МГИМО окончила. А ездить она начала со мной ещё в 90-е. Я брал её в круизы, она помогала на выступлениях в нужном месте включать музыку. С тех пор и повелось наше сотрудничество.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите  Ctrl + Enter


2 КОММЕНТИРОВАТЬ МНЕ ЭТО ИНТЕРЕСНО 0
Вам будет интересно
Последние комментарии (всего 5)Комментировать
  • Профиль пользователя ['NAME']
    30 сентября 2015 в 09:51
    Походы в театр продлевают жизнь и сокращают бюджет а то бы я кажный день ходил
  • (гость)
    30 сентября 2015 в 10:29
    Замечательный актёр! С удовольствием бы сходил на его выступление. Да "бы" мешает.
  • Профиль пользователя ['NAME']
    30 сентября 2015 в 11:37
    Мне они укорачивают жизнь
  • (гость)
    30 сентября 2015 в 11:40
    Они продлевают жизнь только актерам, остальным - укорачивают.
  • (гость)
    30 сентября 2015 в 14:12
    Буду ходить в театр, отдавать последние копейки, но зато проживу до 100 лет голодным.
Оставить комментарий
Ознакомиться с Правилами общения на портале «МОЁ! Online»