Режиссёр Юрий Бутусов в Воронеже: «Мне очень нравилось работать сторожем в театре»

Бутусов рассказал об особенностях спектакля «Кабаре Брехт» и о том, какие профессии он сменил до работы в театре

10.06.2015 20:59
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

На Платоновском фестивале на спектакле «Кабаре Брехт» театра имени Ленсовета (Санкт-Петербург) в постановке Юрия Бутусова ожидается аншлаг. Постановку на сцене Воронежского концертного зала покажут 10 и 11 июня. В прошлом году на Платоновском фестивале зрители уже могли оценить ошеломительный спектакль Бутусова «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Брехта, главную роль в котором сыграла Александра Урсуляк.

Бутусов вновь вернулся к театру Бертольда Брехта, только на сей раз за основу сюжета взята биография немецкого создателя эпического театра и драматурга, чьи произведения фашисты сжигали на костре. В постановке «Кабаре Брехт» играют не артисты с именем, а начинающие актёры, почти все из которых закончили Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. «Кабаре Брехт» — их дипломная работа, премьера состоялась осенью 2014 года. В постановке звучит музыка немецкого композитора Курта Вайля, который работал вместе с Брехтом. Артисты поют зонги (от нем. der Song — вид баллады часто гротескного и пародийного характера) на немецком, английском, русском и французском языках.

Сегодня актёры спектакля и режиссёр Юрий Бутусов за несколько часов до начала спектакля устроили генеральный прогон, после которого всем составом пообщались с журналистами на пресс-конференции.

— Курс в академии оказался очень музыкальным, для зачёта ребята готовили зонги Курта Вайля. Меня поразило, как они их пели, поэтому решил продолжать с ними работу. У нас вообще первое название было «Кафе Вайля», не связанное с Брехтом, — как-то полушутя рассказал Юрий Бутусов. — Какое-то время мы занимались только зонгами, потом поняли, что нам этого не хватает, нужна драматургия. И каким-то очень естественным образом мы вышли на Брехта, на его жизнь, его женщин. Вдруг стало страшно интересно просто заниматься его биографией, ведь Брехт — философ, человек-театр, создавший свой язык. Он говорил о каких-то остро политических вещах. Но для меня это второстепенный момент. Самое главное, что он человек был страстный, обожающий театр, человек с большим сердцем. Это то, что в нашей стране почему-то всегда уходило на второй план, а на первом плане были политические пристрастия Брехта.

Юрий Бутусов рассказал, что давал актёрам творческую свободу, использовал в постановке их идеи и предложения. Мы поинтересовались у артистов, проявлял ли в чём-то строгость их наставник.

— У нас очень добрый, хороший режиссёр, — осторожно начал староста курса Кирилл Фролов. — А требования были вполне обычные — не опаздывать, не курить.

— В жизни я не запрещал вам курить, — удивился Бутусов.

— Только на сцене во время репетиций запрещали, — пояснил Фролов.

— Нас всегда пугала возможность проиграть Юрию Николаевичу, потому что он постоянно провоцирует на что-то — либо хвалит, либо критикует, — добавила актриса Римма Саркисян. — В любой момент могли сказать — ты не нужен, без тебя справляемся. Ты всегда должен находиться в борьбе с режиссёром за свою работу в спектакле.

Совместная работа Бутусова с курсом академии оказалась настолько успешной, что её включили в репертуар театра имени Ленсовета. На постановке всегда аншлаги. Благодаря удачно выбранной сценической форме кабаре актёры могут общаться со зрителем на языке гротеска и пародий о том, что считают главным.

В театре имени Ленсовета Юрий Бутусов дебютировал спектаклем «Войцек» по пьесе Георга Бюхнера. В первых постановках режиссёра участвовали актёры Константин Хабенский, Михаил Пореченков. Бутусов ставил спектакли не только в России, но в Норвегии, Южной Корее, Болгарии. Режиссёр рассказал на пресс-конференции, что прежде, чем прийти к режиссуре, он успел сменить много профессий.

— Какое-то время я работал сторожем, — говорит Бутусов. — Я очень любил быть сторожем, потому что я долгое время был один по ночам. Знаете, люминесцентные лампы страшно гудят. Днём их не слышно, а ночью, когда становится тихо, кажется, что они орут. Это такая пытка люминесцентными лампами. А ещё я возил детей на лошадях в парке. Я запрягал лошадь и пел дурацкие песни, за что дети меня очень любили. Но больше всего я любил театр, хотел быть там всегда. Если бы я не был режиссёром, то стал бы осветителем.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.