Альтист Максим Рысанов: «Меня заставили в Лондоне петь перед Стингом»

На Платоновском фестивале музыкант выступил вместе с Российским национальным оркестром

05.06.2015 10:26
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

В рамках музыкальной программы организаторы Платоновского фестиваля стараются привезти в Воронеж солистов лучших оркестров мира. Вчера, 4 июня, в театре оперы и балета вместе с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва выступил альтист Максим Рысанов. Максим окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, а потом Гилдхоллскую школу музыки и театра в Лондоне. Сейчас Рысанов живёт в Великобритании, выступает с лучшими оркестрами Германии, Бельгии, Нидерландов, Сербии, Китая и других стран.

Сотрудничество Рысанова с Российским национальным оркестром началось в прошлом году. Максим на пресс-конференции до концерта рассказал, что специально отменил на месяц выступления, чтобы выучить Концерт для альта с оркестром Михаила Плетнёва, который также исполнил и в Воронеже. Ещё в программе вчерашнего концерта Рысанов сыграл произведение Иоганнеса Брамса «Вариации на тему Генделя».

— Максим, вы в интервью не раз говорили, что солистов альтистов очень мало. Меняется ли эта ситуация?

— Ситуация меняется очень быстро. Появляется много талантливых музыкантов. Я себя старым не считаю, но уже мне приходится оборачиваться назад, потому что юные альтисты уже в спину дышат. В связи с популярностью Юрия Башмета многие обратили внимание на альт, поняли, что этот инструмент интересен и в качестве сольного.

— Был ли у вас опыт работы с рок-музыкантами, хотелось бы совместно с какой-нибудь группой поработать в качестве эксперимента?

— Был в моей жизни такой опыт — три года я играл в поп-группе. Называлась она очень смешно «Лауреат», потому что у нас был скрипач, гитарист и я, альтист. Все были лауреатами разных конкурсов. На мой взгляд, группа была совершенно идиотская, но мне тогда 20 лет всего было. В работе в этой группе меня привлекла возможность познакомиться со скрипачкой Ванессой Мэй, потому что продюсером «Лауреата» была её мама. Мы не стали нигде известны, кроме Болгарии. Знаете, как Филипп Киркоров стал популярным только в России, мы — только в Болгарии. Всё это было очень смешно, и хорошо, что закончилось. С Ванессой всё же удалось познакомиться, мы даже вместе выступили, но какого-то человеческого контакта не случилось. Вспомнил ещё один случай, связанный с рок-музыкантами. Как-то в Лондоне меня пригласили на званный ужин в присутствии Стинга и заставили петь что-то оперное. Я спел. Возможно, мне было бы интересно посотрудничать с рок-группами прошлого. Хотя с большим удовольствием я бы просто на концерт сходил.

— Расскажите о работе в проекте компании BBC «Артист нового поколения», как вам удалось попасть в него?

— Сначала лет семь я писал им письма. Ответа долго не было, потом они мне написали: «Нет, спасибо». В проект BBC можно было попасть только по рекомендации. Спустя какое-то время кто-то меня порекомендовал, я даже не знаю, кто. Программа длится два года, за это время нужно успеть сыграть со всеми оркестрами BBC в Англии, а ещё сделать большое количество записей на радио. Для меня это была невероятная возможность. Я записал вариации на тему рококо Чайковского, где партию для виолончели я переложил на альт. Так этот вариант понравился организаторам проекта, что они пригласили меня на заключительный концерт в Альберт-холл. Я узнал об этом за шесть месяцев до начала. Когда мне позвонили с этой новостью, я был в магазине и чуть от радости не выронил свою корзинку. Это страшно престижно для молодого исполнителя — выступить в Альберт-холле, до сих пор я думаю, что выше уже не прыгну. Трансляция шла почти по всему миру.

— Музыка каких композиторов вам интересна как слушателю?

— На мой взгляд, существует несколько видов композиторов. Те, кого приятней слушать, чем играть. Вторая категория — те, кого приятней играть, чем слушать. Третья категория — те, кого приятно и играть, и слушать. А четвёртая — кого не хочется ни слушать, ни играть. Последние несколько лет, если нет такой необходимости, я почти не слушаю музыку, потому очень много музыки в голове. Вот знаешь, что Шнитке гениален, но его лучше не включать, потому что весь день потом в депрессии ходить будешь. А Бах и Шуберт, наоборот, меня успокаивают.

СПРАВКА:

Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году Народным артистом России Михаилом Плетнёвым. Коллектив входит в двадцатку лучших оркестров мира, по версии авторитетного европейского журнала о классической музыке «Gramophone». Многие критики считают его лучшим симфоническим коллективом России.

Оркестр сотрудничал с ведущими мировыми исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер и многими другими.

В 2004 году РНО первым в истории российских симфонических оркестров получил «Грэмми».

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.