Лев Додин объяснил, почему в Воронеже поставили памятник "врагу народа"

Режиссёр рассказал, почему не ставит политических спектаклей и за что называет Данилу Козловского перспективным актёром

04.06.2015 15:28
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

У зрителей Платоновского фестиваля 4 и 5 июня есть возможность оценить спектакль «Враг народа» Малого драматического театра Европы. Постановка режиссёра Льва Додина стала лауреатом высшей премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Премьера «Врага народа» по пьесе Генрика Ибсена прошла в 2013 году. Спектакль собрал множество восторженных отзывов театральных критиков. Например, «Коммерсант» написал, что постановка Додина — это «Жёсткий и безнадёжный диагноз обществу и одновременно глубокая экзистенциальная драма умного и честного частного человека».

Актёры и режиссёр МДТ приехали в Воронеж вчера, 3 июня, чтобы «обжиться» на новой площадке в воронежском ТЮЗе. Перед началом генерального прогона «Врага народа» Лев Додин пообщался с журналистами и рассказал, за что любит воронежскую публику и по какой причине не может привезти в Воронеж «Чевенгур».

— Лев Абрамович, театральные критики отмечали, что «Враг народа» получился спектаклем с политической подоплёкой и в то же время про одиночество отдельного человека. Согласны с их мнением?

— Мне не хотелось бы заранее как-то высказываться о спектакле. Если скажу, что там есть политическая подоплёка, а кто-то её не увидит, будет разочарован. Или, наоборот, скажу, что спектакль про одиночество, а кому-то покажется, что нет. Пусть зритель сам решает. Единственное, мне хотелось бы отметить, что наш театр не делает политических спектаклей. Всё, что мы пытаемся делать, — это размышления о людях, о самих себе. Мне кажется, чем больше уровней зритель может вынуть из увиденного, тем богаче возможности спектакля. Послевкусие должно действовать долго.

— Расскажите немного об актёрском составе «Врага народа».

— Главную роль доктора Штокмана играет Сергей Курышев. Его знают во всём мире. Иногда зрители в той же Австралии ходят специально на него посмотреть, когда мы бываем там на гастролях. Ещё играет целая группа молодых артистов, потому что в театре идёт процесс омоложения. Мы только что выпустили спектакль «Братья и сёстры», где задействованы в основном молодые артисты, большинство из них зритель никогда на сцене не видел. Для нас это принципиально, потому что, как только исчезает следующее поколение, начинает умирать театр. И важно, чтобы старшее поколение было хорошим, чтобы молодёжь понимала уровень требований. А старшие видят, что они могут чему-то у молодых научиться. И это создаёт такую хорошую систему художественного соревнования.

— Опытные актёры молодёжь к ролям не ревнуют?

— Ревность всегда в театре есть. Как и в любви, без неё никуда.

— А как вы относитесь к тому, что актёры вашего театра заняты не только в спектаклях МДТ, но и работают в других проектах, тот же Данила Козловский, который ещё и песенную карьеру начал?

— Пока он не деградирует в результате другой своей деятельности, а развивается, и развивается прежде всего в театре, то почему бы и нет. Данила — один из самых дисциплинированных и, на мой взгляд, растущих артистов в театре. Конечно, я бы предпочёл, чтобы он больше ничем не занимался, но нельзя остановить энергию молодого человека. Тем более сегодня молодой человек имеет возможности, которые мы никогда не имели. У актёров моей юности вершиной мечтаний параллельной работы были новогодние ёлки. Вот на этом можно было заработать. Даже в советское время существовал анекдот: «Российского актёра приглашают в Голливуд, а он говорит, что не может — у него с 1 по 10 января ёлки». Козловский петь научился ещё в институте, мечтал об этом, так что сейчас он свою мечту воплощает. Когда он приходит в театр, он несколько иной. У нас в театре вообще нет такого понятия «звезда», все работают одинаково интенсивно.

— В последнее время политики часто стали высказываться о том, как должны работать режиссёры, художники. Например, замминистра культуры Аристархов назвал театральную премию "Золотая маска" русофобской. Вы на себе какое-то влияние цензуры испытываете?

— Пока нет. Нужно чётко понимать, что кто-то пытается вмешиваться и выражать недовольство, но это ещё пока не цензура. Это скорее часть общественного мнения. Другое дело, что небольшой части общественного мнения у нас зачастую придаётся слишком большое значение. Я думаю, что, говоря об искусстве, нельзя вторгаться в само искусство. Всё лучшее, что возникало в искусстве в течение всей истории человечества, всегда вызывало чьё-то возмущение, а чаще всего — массовое. Вспомните, «Чайка» Чехова с грохотом провалилась. Сколько писали о безыдейности, очернении Чеховым русской интеллигенции. Да что далеко ходить, мы находимся в Воронеже — родине Платонова, который был долгие годы врагом народа. Поэтому, когда сегодня кого-то называют врагом или другом народа, уже не понимаешь, что из этого комплимент. Демьян Бедный был другом народа, но это никак не повлияло на его художественное значение. Памятников ему я что-то не видел. Мандельштам был врагом народа, а у вас стоит замечательный памятник ему. Думаю, что нам просто не стоит идти к чужому храму и там обижать тех, кто в это свято верит. И точно так же нельзя идти на амвон храма искусства, а традиционно театр в России назывался храмом, и оскорблять его. Всегда можно голосовать прессой, общественным мнением, спорить. Нужно понимать, что сегодняшний день ничего не определит, что значит на самом деле нынешнее произведение искусства. В этом современники ошибались всегда.

— Планируете ли ещё что-то поставить по Платонову кроме «Чевенгура»?

— Честно говоря, нет, потому что мы очень выложились во время работы над «Чевенгуром». Этот спектакль вобрал для нас очень много платоновского, вернуться к нему непросто. Вообще, когда ставишь какого-то большого автора, всегда пытаешься родить не только то, что в этой книге, а всё то, что им написано. Мне очень жалко, что пока нет возможности сыграть «Чевенгур» в Воронеже, потому что в спектакле сложное пространство и организационно тяжело его привезти. Я думаю, что если в скором времени не помрём, то обязательно постараемся приехать с этим спектаклем. Мне очень нравится в Воронеже. Я был три года назад здесь (Лев Додин в 2012 году участвовал в Платоновском фестивале со спектаклем «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана), а перед этим я приезжал в Воронеж 30 - 35 лет назад. Вы не представляете, какой сильный эффект производят произошедшие изменения. Я помню ещё какие-то узкие заросшие улочки, а жили мы в доме приезжих, помню, там даже чай нам давали. И вообще мне понравилось в свой приезд с прошлым спектаклем в Воронеже с людьми общаться, очень интеллигентная публика.

СПРАВКА:

Лев Додин — Народный артист РФ. Лауреат Государственных премий СССР и РФ. Лауреат премии «Золотая маска», премии Союза театров Европы «Европа — Театру».

Малый драматический театр — Театр Европы, созданный в 1944 году в Ленинграде, в последние десятилетия стал одним из лидеров мирового театрального процесса. Более шестидесяти городов Европы, Австралии, Южной и Северной Америки, Юго-Восточной Азии принимали спектакли театра, и сегодня об уровне российского театральной искусства зарубежные зрители судят во многом по спектаклям МДТ. В театре стажируются молодые режиссеры и актеры из США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Финляндии, Испании, Венгрии, стран Скандинавии. В 1998 году театр получил статус ТЕАТРА ЕВРОПЫ — третьим после театра "Одеон" в Париже и "Пикколо Театра" в Милане.

 

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.