«Гранитная набережная Невы «фонит» сильнее, чем местность под Новохопёрском»

Учёные объяснили, откуда взялось радиационное излучение вблизи геолого-разведочных скважин, пробуренных в прошлом веке, и безопасно ли оно

15:20, 21 апреля 2015 Новости компаний 0 3070

«Гранитная набережная Невы «фонит» сильнее, чем местность под Новохопёрском»

В Воронеже состоялось очередное заседание Общественного совета по контролю за комплексным освоением никелевых месторождений при областной Думе. В прошлую пятницу здесь рассматривалось сразу несколько вопросов.

Глубокое беспокойство

Одной из наиболее острых и обсуждаемых стала тема обследования геолого-разведочных скважин, которые были пробурены в 60 — 80-е годы прошлого века в Новохоперском районе. На них в своё время были поставлены специальные заглушки, которые позже либо проржавели, либо были сорваны местными жителями. До нынешнего момента это мало кого волновало.

Но в феврале нынешнего года вопрос подняли местные экологи. Сначала они самостоятельно исследовали раскрытые скважины. Затем по их заявлению специалисты областного Росприроднадзора провели более серьёзный мониторинг состояния окружающей среды в Новохопёрском районе. Тогда в мероприятии были задействованы специалисты десяти кафедр ВГУ, ростовского Южного научного центра РАН и ярославского Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН.

В воде, которая выходила из расконсервированных скважин, было действительно выявлено существенное превышение ПДК содержания целого ряда веществ. Именно последнее вызвало наибольшую тревогу общественников. Поэтому специалистам с кафедры ядерной физики ВГУ было поручено исследовать радиационную обстановку на территории ряда населённых пунктов Новохопёрского района. В частности, деревни Пыховка, рядом с которой и нашли одну из вскрытых скважин.

Излучая уверенность

О результатах исследований, которые проводятся в рамках программы мониторинга окружающей среды УГМК, членам совета рассказал кандидат физико-математических наук, доцент кафедры ядерной физики ВГУ Дмитрий Любашевский.

По его словам, ситуация в районе села Пыховка не является аномальной. Радиационный фон там составляет от 9 до 11 мкР/час. Это даже ниже допустимых значений. Аномальной можно считать только зону радиусом 10 метров вокруг одной старой, так называемой незатампонированной скважины. В этом месте показатели гамма-фона действительно превышают предельно допустимые нормы примерно в два раза. «В связи с этим использовать воду из этой скважины нельзя и лучше скважину побыстрее затампонировать», — сказал Любашевский.

— Гранитные набережные Москва-реки и Невы имеют куда большее гамма-излучение, — добавляет председатель Общественного совета, заведующий кафедрой гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии геологического факультета ВГУ профессор Виктор Бочаров. — Положите там счётчик, и вы увидите показатели от 60 мкР/час. Кратковременное пребывание рядом с таким источником не опасно.

— А в нынешних разведочных скважинах, которые сейчас бурит УГМК, есть подобные явления? — поинтересовались участники совета.

По словам Дмитрия Любашевского, на участках Ёлкинского и Еланского никелевых месторождений, где сейчас проводятся геолого-разведочные работы, никаких превышений по гамма-фону не обнаружено. Он колеблется от 11 до 16 мкР/час, и никаких аномалий там не выявлено.

— Рядом жилые дома можно строить, — успокоил учёный членов совета.

Затем участники вновь вернулись к теме заброшенных скважин. Участники совета согласились, что проблемы в тех местах, где вода из брошенных скважин может попасть в организм местных жителей, нужно решать как можно быстрее. Единственный выход — снова поставить заглушки. Члены совета решили обратиться к главе Новохопёрского района, чтобы он смог изыскать средства для решения этой проблемы на территории своего района, а также к руководству области, так как проблема заброшенных скважин касается всего региона. По словам Бочарова, всего сегодня на территории Воронежской области насчитывается свыше 2 000 незатампонированных скважин.

— Часть этих скважин уже была в 60 — 80-е годы сразу после геолого-разведочных работ затампонирована, — говорит Виктор Бочаров. — Но местные жители сами срывали заглушки. Помню, что на одной из скважин это делали трижды. Причина в том, что вода, идущая оттуда, содержит множество химических элементов, в том числе йод и бром. Поэтому люди считали её целебной и использовали для самолечения, в основном кожных заболеваний. Не думая о том, что вода содержит ещё и переизбыток альфа-частиц.

— Но откуда взялось повышенное радиационное излучение воды из старых скважин?

— На мой взгляд, первопричины этого может быть две. Либо где-то рядом находятся залежи гранитов, либо нефтегазоносные слои. Сама вода не является её источником, — отмечает председатель Общественного совета.

Историческое наследие

Повышенный интерес на заседании совета вызвал также доклад профессора Александра Медведева. Завкафедрой археологии и истории древнего мира исторического факультета ВГУ рассказал о результатах археологических исследований на территории месторождений медно-никелевых руд, которые также финансирует УГМК.

— В пойме реки Елань в районе посёлка Ёлка мы сделали уникальные открытия. Наша экспедиция нашла целое курганное поле, где первые захоронения датируются III тысячелетием до н. э. Такой древности на востоке нашей области ещё никто не находил, — отмечает он. Но при этом опасается, что дальнейшие работы могут прерваться из-за «безудержной хозяйственной деятельности человека». «Хотите верьте, хотите нет, но наибольший вред нам, учёным, на территории Новохопёрского района наносят не работы по освоению никелевых месторождений, а бездумная хозяйственная деятельность живущих там людей», — подытожил своё выступление Медведев. По его словам, на том месте, где в 2012 году были найдены более 200 курганов, в прошлом году археологи обнаружили вспаханные и засеянные поля.

Благотворное влияние

Ещё один доклад сделал полномочный представитель Уральской горно-металлургической компании в Новохопёрске Андрей Свиридов. Он рассказал о решении социальных вопросов на территории Новохопёрского района, которое ведёт в рамках своей программы УГМК. На нынешний момент, по словам Свиридова, в местный бюджет УГМК перечислено 59 млн рублей, в том числе в этом году 16 млн. При этом общая сумма адресной помощи, которая была выделена через представительство на социальные нужды района, составила около 5 млн рублей.

Популярная физика

Альфа-излучение

Это поток тяжёлых положительно заряженных частиц. Проникающая способность альфа-частиц небольшая. В воздухе альфа-излучение проходит не более пяти сантиметров. Как правило, полностью задерживается листом бумаги. Альфа-излучение практически не опасно для человека, если не вдохнуть его частички или не съесть с пищей.

Бета-излучение

Состоит из потока электронов, которые значительно меньше альфа-частиц и могут проникать вглубь тела на несколько сантиметров. Впрочем, от них можно защититься тонким листом металла, оконным стеклом и даже обычной одеждой. Попадая на незащищённые участки тела, бета-излучение оказывает воздействие, как правило, на верхние слои кожи.

Гамма-излучение

Представляет собой электромагнитное излучение с очень короткой длиной волны. Интенсивное гамма-излучение (более 100 мкР/час), если от него не защититься, прошивает тело навылет, поэтому может повредить не только кожу, но и внутренние органы. Вывести его оттуда очень сложно, а воздействие очень разрушительно. От него могут спасти только плотные и тяжёлые материалы, такие как железо и свинец.

Знай!

Естественная радиоактивность существовала всегда, и источником её являются природные радиоактивные изотопы(уран-238, торий-232, радий-226 и т. д.). Они находятся везде — в грунте, в стройматериалах, в дорожном покрытии, в пище, воде и воздухе. Жизнь на Земле возникла и продолжает развиваться в условиях постоянного облучения.

По правилам радиационной безопасности нормальным считается гамма-фон около 30 мкР/час — это касается участков, предназначенных для строительства жилья и зданий социально-бытового назначения. Производственные сооружения можно возводить на участках с уровнем гамма-излучения не выше 60 мкР/час. Впрочем, в центре того же Санкт-Петербурга, где находятся гранитные набережные и облицованные природным камнем дома, гамма-фон может достигать 120 мкР/ч, что соответствует норме.

Дмитрий Бондаренко, сотрудник
ООО «Воронежская буровая компания» (дочерняя компании ООО «Уралмедьсоюз»)

На участках Ёлкинского и Еланского никелевых месторождений превышений по гамма-фону не обнаружено. Он колеблется от 11 до 16 мкР/час, и никаких аномалий там не выявлено.

На правах рекламы