Возле заброшенных геологоразведочных скважин гамма-фон в разы превышает норму, а в воде и почве обнаружены радиоактивные металлы

20:03, 02 марта 2015 Общество, Люди 44 13132

Учёные: скважины, пробуренные в Новохопёрском районе полвека назад, несут радиационную угрозу Экологи и активисты исследуют место вокруг одной из заброшенных скважин близ села Пыховка. Фото Лилии ИШКОВОЙ.

Воронежские экологи бьют тревогу по поводу заброшенных геологоразведочных скважин в Новохопёрском районе. Эти скважины глубиной в несколько сот метров бурились в 1960 — 1980-х годах в поисках нефти и газа (нефти и газа геологи не нашли, зато обнаружили никелевые месторождения). Когда работы со скважиной завершались, геологи тампонировали её (ставили металлическую заглушку). Но со временем герметичность скважин нарушалась: коррозия, качество самих заглушек, человеческий фактор. И тогда из скважин на поверхность начинала изливаться вода.

Толщи земли (так называемый осадочный чехол), под которыми залегают медно-никелевые месторождения в Новохопёрском районе, похожи на слоёный пирог — они содержат 6 водоносных горизонтов один под другим. Самый нижний залегает непосредственно над рудой и представляет собой «рассол» с содержанием половины таблицы Менделеева, но прежде всего брома и йода.

Всего, по данным геологов, таких вскрытых скважин в Новохопёрском районе может быть около 50. Правда, сейчас известно о местонахождении 12. Раньше учёт таких скважин вёлся плохо, поэтому информация о них крайне скудна.

Главную тревогу у экологов вызвал не химический состав воды, а тот факт, что рядом со скважинами наблюдается повышенный радиационный фон. Одним из первых учёных, кто исследовал влияние подобных скважин на экологию осенью прошлого года, была гидробиолог Алла СИЛИНА. По её словам, радиационный фон рядом со скважинами измерялся сразу тремя разными дозиметрами и в среднем составил 80 мкР/ч. По правилам радиационной безопасности нормальным считается гамма-фон не выше 30 мкР/ч, средний фон по области — 12 мкР/ч.

Впрочем, уровень радиации в 80 мкР/ч не является экстремальным и может представлять угрозу для здоровья человека только при длительном проживании вблизи источника излучения. Аллу Силину больше обеспокоил другой факт. Когда она отправила воду из скважины в специализированную московскую лабораторию для исследования радиационных характеристик, анализ показал, что содержание в воде альфа-излучающих радионуклидов превышает норму в 32 раза, а бета-излучающих — в 7,3 раза.

— Радиацией заражена не только вода, но и земля вблизи скважин, — выдаёт неутешительный вердикт Алла Силина. — Радионуклиды накапливаются и в растениях, и в животных (на заражённых лугах пасётся скот). Пыховская скважина рядом с дорогой. Всё это разносится с пылью на подошвах и колёсах. Ещё предстоит выяснить, попала ли радиация в водоносные горизонты, откуда местные жители берут воду для питья. Радионуклиды, попадая в организм, уже не выводятся, а накапливаются там и со временем способны вызывать тяжелейшие заболевания вплоть до мутаций. Я говорю об этом не как гидробиолог, а как учёный, три года изучавший последствия влияния Чернобыльской катастрофы на живые организмы.

Радиактивные элементы содержатся под землёй по всей планете. Правда, залегают они глубоко в недрах. По всей видимости, глубинные скважины в Новохопёрском районе достали до локальных природных залежей тория (радиоактивный элемент). А продуктом распада тория является ещё более опасный элемент — радий. Частицы этих радиоактивных металлов перемешались с йодо-бромным «рассолом» и через скважины вырвались на поверхность.

По мнению Аллы Силиной, спасти ситуацию может только как можно более быстрое тампонирование старых скважин, причём не просто металлическими заглушками, а залитием их бетоном на всю глубину, а также дезактивация и рекультивация заражённых земель.

О том, как планируют решать эту проблему областные власти, почему местные жители считают, что вода из скважин полезна для здоровья, и зачем на месте скважин некоторые учёные предлагают строить санатории, читайте в свежем номере газеты «МОЁ!», который выйдет во вторник, 3 марта.

Последние комментарии (всего 45)Комментировать
Раскрыть все комментарии (всего 45)
  • Владимир Елецких (гость)
    03 марта 2015 в 20:41
    (гость) сегодня в 18:54

(гость) сегодня в 11:53странная статья. элементы которые залегают в недрах сами по себе не радиоактивны. радиоактивность придается путем присоединения электронов на внешний уровень атома. Радиоактивность придается путем определенных операций. Если что-то там слегка фонит-это не проблема, выше нормы просто быть не может. профессор Чернышёв, который открыл это месторождение, говорил открытым текстом, что подземные воды месторождения имеют радиоактивность и этим можно угробить людей! Вот так!

Интересно кому говорил? Зачем ахинею распространять и на Чернышева наговаривать! Можно и в суд подать на распространение лжи!
    03 марта 2015 в 22:24
    Владимир Елецких (гость) сегодня в 20:41

Ну так и подай. А мы посмотрим, как ты доказывать будешь, что он этого не говорил. Истец компьютерный.
    04 марта 2015 в 09:06