25-летний воронежец отправился воевать на Донбасс, где потерял ногу и попал в плен

30.12.2014 18:01
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

18854
  

Официально российские военные не участвуют в силовых операциях на востоке Украины. Однако добровольцы из России, как известно, воюют на стороне ополчения, и наши земляки не являются исключением. О погибшем в боях за Донецкий аэропорт 46-летнем воронежце Павле Зябкине «МОЁ!» рассказывала в мае уходящего года. А 17 декабря в Интернете были размещены ролики под названием «Допрос русского боевика». «Русским боевиком», чей допрос снимался на видео, оказался житель Воронежа. Журналисты «МОЁ!» разыскали родственников молодого человека, которые подтвердили его личность, но попросили до поры до времени не называть его настоящего имени. Сегодня мы приводим выдержки из допроса и надеемся, что скоро сможем встретиться с героем видеоролика в его родном городе.

— Нам сказали, в плен лучше не попадать вам там голову могут отрезать, — голос парня с завязанными глазами и руками дрожит. — Дали нам гранату на случай плена. Я верующий человек, так и не смог себя подорвать...

— Правильно сделал, домой скоро поедешь, — слышен голос человека, не попавшего в кадр.

Пленник лежит на деревянной скамье. Очевидно, что он тяжело ранен. Время от времени парень громко стонет.

— Тебе холодно или больно? — спрашивает кто-то за кадром.

— Я н-не з-знаю, — отвечает пленный, которого буквально трясёт, — просто у меня зубы бьются... Туман в глазах, в голове всё звенит...

Этот связанный парень — 25-летний житель Воронежа, назовём его Сергей. Видеозаписи (две из них сделаны сразу после его задержания, третья — после того, как ему ампутировали ногу) появились в Интернете 17 декабря. Во время допроса парень объясняет, что отправился добровольцем воевать на Донбасс.

Первое и последнее задание

В начале допроса у пленника поинтересовались, что заставило молодого парня из российского города Воронежа отправиться воевать на Украину. Сергей рассказал, что приехал примерно полторы-две недели назад.

— У нас телик включишь — там сообщения, что у вас тут детей, женщин насилуют.

— Ты верил, что мы едим детей? — спрашивают люди за кадром.

— Не в этом дело. У нас в Воронеже много беженцев, они ничего хорошего про украинскую власть не рассказывают. Говорят, что нацисты простых людей уничтожают, грабят, геноцид русскоязычного населения сделали.

— А другие мировые новости ты не пробовал смотреть?

— У нас только такие новости.

Границу Сергей пересёк в Ростовской области.

— Там всё как положено — российские пограничники сумки с собаками проверяли, вещи заставили вытащить, — объясняет Сергей.

Парень, по его словам, рассказал на границе, что едет к родственникам на Украину, а потом, уже на территории самопровозглашённой ДНР, обратился к местным, и те помогли ему попасть к ополченцам. Так воронежец оказался в городе Комсомольское.

Во время допроса наш земляк говорит, что несколько лет назад отслужил срочную службу в качестве кинолога, сейчас работает строителем. На вопрос, видел ли он среди ополченцев российских кадровых военных, Сергей ответил, что ни разу с ними не встречался. Что же касается российских добровольцев — Сергей уверяет, что они служат безвозмездно, не получая за это ни копейки.

В рядах ополчения Сергей несколько раз нёс дежурство на блокпостах. Затем командир отправил парня вместе с тремя сослуживцами на первое задание — на разведку с целью узнать, сколько блокпостов украинской армии имеется у города Волноваха, есть ли в ней иностранные наёмники.

«Если я выжил — значит, я для чего-то нужен»

На второй видеозаписи, которая длится 26 минут, Сергея снова допрашивают. В этот раз парень не связан, он сидит в кресле, в его руках костыли. В какой-то момент камера на несколько секунд фокусируется на культе вместо левой ноги...

 Сергей рассказал, что, когда он и трое ополченцев в сопровождении двух местных жителей подошли к украинским блокпостам, их заметили, и начался обстрел.

— Один местный сразу погиб, — рассказывает Сергей. — В меня попали три пули: две в ногу, одна в голову по касательной. Лежу, умираю. Даже ползти не мог. Пить хотелось. А потом от потери крови я начал сознание терять. Часа 2 мы лежали, и только потом солдаты начали подходить. Нас перенесли куда-то в подвал. У меня с собой была ампула обезболивающего, вкололи — не помогает. Солдаты дали ещё три ампулы — не помогло. Боль адская. Всё это я фрагментами помню. Помню — боль, помню — подвал, помню — больница. Очнулся, доктор мне говорит: «Мы тебе ножку отрезали». Я отвечаю: «Вы меня разыгрываете». Посмотрел — и правда ноги нет. И отрубился...

По словам пленника, в больнице троих раненых ополченцев охраняли солдаты украинской армии и батальона «Донбасс».

— Простые такие ребята, — охарактеризовал их Сергей.

— Не издевались?

— А что над нами издеваться, мы и так полумёртвые были. Ну, к кроватям пристёгивали.

— Вы понимали, когда ехали на Украину, что на войне вас могут убить? — задаёт вопрос человек за кадром.

— Понимал, но не думал, что стану инвалидом.Калека. Никакой романтики. Без ноги как-то скучно, — горько шутит воронежец. — Но если я выжил, значит, я для чего-то нужен. Один из нас по дороге в больницу умер. Как в фильме, попросил воды, сделал глоток — и умер...

Дома нашего земляка ждут мама, братья и невеста, которой он до отъезда сделал предложение. Корреспонденты «МОЁ!» разыскали 23-летнего брата добровольца.

— Я пытался отговорить брата, но он упёрся: «Надо помочь людям», — рассказывает молодой человек. — Первое время я скрывал от мамы его отъезд. Потом начали знакомые звонить, в Интернете увидели эти видеозаписи. Пришлось ей сказать, что он в плену. Но о том, что он потерял ногу, она до сих пор не знает.

По просьбе брата мы изменили имя молодого человека и закрыли его лицо, чтобы заранее не травмировать мать.

P.S. В минувшие выходные состоялся самый масштабный обмен пленными между ополченцами и Киевом. Среди освобождённых оказался и наш земляк. Пока он находится на Донбассе, а после Нового года должен вернуться домой.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Хотите воевать — идите в армию»

Директор Центра социально-экономического исследования регионов, старший научный сотрудник Академии народного хозяйства и государственной службы, социолог Денис СОКОЛОВ:

— На Украине идёт война. Я считаю, что ни в коем случае СМИ не должны призывать наших русских ребят ехать на Украину. Ведь зачастую туда едут молодые люди, которые не имеют каких-либо навыков, у них нет военной подготовки, а это значит, что шанс погибнуть там большой. Если уж молодёжи так хочется повоевать — идите служить в армию.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.