В новых «народных автобусах», оборудованных пандусами, отказываются перевозить инвалидов

Водители маршруток находят множество отговорок, чтобы не брать на борт пассажира в инвалидной коляске

16.09.2014 20:43
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

В Воронеже сегодня жи­вёт как минимум 2,5 тысячи инвалидов, которые из-за болезни потеряли возможность ходить, но вполне могли бы вести активную жизнь, передвигаясь на коляске. Совсем недавно — в конце августа — на линии народного маршрута вышли 25 новых автобусов. В своём сообщении правительство области особо подчёркивало, что эти автобусы «оснащены специализированным пандусом для перевозки инвалидов-колясочников». Сразу после этого в редакцию обратился наш давний знакомый — 61-летний Пётр Шатилов, с раннего детства прикованный к инвалидной коляске из-за полиомиелита. По словам Петра Владимировича, он попробовал прокатиться на таком автобусе и у него ничего не вышло…

Водитель не смог откинуть пандус

Пётр Владимирович вот уже 28 лет живёт в областном геронтологическом центре в переулке Днепровском. Таких постояльцев-колясочников, как он, там десятки. Если сравнивать этих людей с инвалидами, живущими в собственных квартирах, то в одном обитателям геронтологического центра точно повезло — территория учреждения приспособлена для передвижения на коляске. Поэтому многие инвалиды могут выехать из своих комнат и добраться, к примеру, до ближайшего магазина. А Пётр Шатилов регулярно ездит даже в центр города — на инвалидной коляске по проезжей части. Услышав, что на расположенную неподалёку от геронтологического центра остановку «Чапаева» будут ходить по народному маршруту новые, низкопольные автобусы, Пётр Шатилов, конечно же, обрадовался. И тут же решил их опробовать…

— Это было днём в среду, 27 августа, — вспоминает Пётр Шатилов. — Дождался я нового белого народного автобуса. Попросил водителя посадить меня, а он мне объяснил, что сделать этого не может. Оказалось, что у него нет какого-то крюка, с помощью которого откидывается пандус. 

Осторожно, двери закрываются

Чтобы выяснить, случайно Пётр Шатилов не попал в автобус или это закономерность, корреспонденты «МОЁ!» по­просили его помочь нам провести эксперимент и попробовать сесть в разные автобусы, которые ходят по городским маршрутам, в том числе и по новому народному. Пётр Владимирович пригласил своего друга — 75-летнего Михаила Дудкина. Из-за травмы головы Михаил Иванович с юности также передвигается исключительно на коляске. 

Итак, в среду, 3 сентября, в 14.30 мы вместе с Петром Владимировичем и Михаилом Ивановичем прибыли к остановке «Цирк» на улице Краснознамённой (сразу после поворота с улицы 20-летия Октября). 

Остановка, как всегда, была полна людей. В 14.40 подъехал первый подходящий для перевозки инвалидов автобус — новенький белый народный 8Н (ВГУ — Чапаева). 

 Но вот ведь незадача: автобус проехал дальше остановочного павильона, да ещё из-за припаркованной легковушки остановился во втором ряду. Корреспондент «МОЁ!» начал активно показывать водителю на двух людей в колясках. Но вместо того чтобы помочь инвалидам попасть в салон, водитель поспешил закрыть двери, и автобус тут же тронулся... 

Бордюрный камень преткновения

Неожиданно проявилась и вторая проблема. Автобусы останавливаются довольно далеко от бордюра, отделяющего проезжую часть от тротуара. Бордюрный камень высотой 20 сантиметров для инвалидной коляски непреодолимое препятствие. Поэтому, даже если автобус оснащён откидывающимся пандусом, но остановился далеко от бордюра, колясочнику придётся объезжать бордюр по ближайшему пандусу, чтобы попасть к дверям автобуса. На остановке «Цирк» этот путь составляет больше 10 метров. 

— Боюсь, пока мы будем объезжать, водитель устанет ждать и уедет, — говорит Пётр Владимирович. — А стоять всё время на проезжей части страшновато — я же на коляске не смогу быстро увернуться от автобуса. 

Пока мы обсуждаем эти нюансы, появляется 80-й автобус — низкопольный.

— Ничем не могу помочь, — покачал головой водитель восьмидесятого и, не вступая в дискуссии, тронул автобус.

Заходи по одному!

Минут через двадцать приехала очередная народная «восьмёрка». И — о чудо! — водитель не только заметил колясочников, но и вышел из автобуса. «У нас только одно место», — предупредил водитель, откидывая пандус с помощью специального крюка. Ехать домой, в геронтологический центр, решил Михаил Иванович — это была одна из первых его поездок на автобусе за десятилетия. По реакции пассажиров было заметно, что и для них попутчик на коляске, которого завёз в салон водитель, — большая неожиданность. 

Ещё до того, как Михаил Иванович уехал, мы в ожидании автобусов прокатились с нашими необычными спутниками до соседних зданий. Выяснилось, что не только большинство автобусов, но и магазины и учреждения не очень приспособлены для перемещения инвалидов-колясочников. 

Так, порог Дома быта инвалид-колясочник сможет преодолеть только с помощью двух здоровых людей — один будет толкать коляску, второй — держать двери. Но самым настоящим издевательством над маломобильными людьми оказался вход в управу Ленинского района. У трёхэтажной сталинки высокое крыльцо со ступеньками. Лет пять назад там оборудовали пандус. Но какой! По нормативам угол наклона пандуса не должен превышать 30 градусов. А в идеале он вообще должен составлять около 15 градусов — так, чтобы человек на коляске мог заехать по пандусу самостоятельно. Пандус в управе Ленинского района расположен под углом в 45 градусов!

А теперь откроем небольшой секрет. Накануне нашей встречи Пётр Шатилов попал на приём к главе города Александру Гусеву. Пётр Владимирович рассказал мэру о наболевшем. Обещание решить все проблемы мэр давать не стал, но сказал, что обязательно в них вникнет. В пресс-службе мэрии «МОЁ!» сообщили, что по итогам этой встречи и нашего эксперимента решено сделать владельцам маршрутов и водителям «строгое внушение». В Воронеже на сегодня, оказывается, не так уж и мало автобусов, предназначенных для перевозки инвалидов — 71 (всего большегрузных автобусов около 250). В том же 80-м автобусе, оказывается, есть система, которая позволяет ему наклоняться на правый бок — так, чтобы инвалид на коляске мог самостоятельно заехать с тротуара. Для этого нужно было лишь припарковаться как положено — вплотную к бордюрному камню...

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.