На III Платоновский фестиваль привезут из Саратова картины Павла Кузнецова

Работы мастера станут визуальным украшением летнего форума

18.12.2012 08:53
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Дирекция Платоновского фестиваля вовсю готовится к третьему по счету летнему фестивалю, который состоится с 3 по 15 июня 2013 года. Уже практически сформированы театральная и музыкальная программы. А на днях организаторы немного приоткрыли завесу тайны, что же ждет воронежцев в визуальном разделе фестиваля. Так, центральным событием визуальной программы летнего форума станет выставка Павла Кузнецова - современника Андрея Платонова. Живописец занимает одно из ведущих мест в истории русского искусства. Его работы не подвержены влиянию времени.

На III Платоновский фестиваль из Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева привезут около 60 живописных работ Павла Кузнецова. Примечательно, что в таком объеме картины художника будут экспонироваться впервые. Однако пока точно неизвестно, на какой площадке развернется выставка.

Справка «Ё!»:

Павел Кузнецов (1878-1968) родился в Саратове в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких мастеров, как Константин Коровин и Валентин Серов. Одни называли его «русским гогенидом», другие, когда он писал «степи и верблюдов»,- ориенталистом, третьи – художником с «мусатовским тоном».

Под влиянием Борисова-Мусатова Кузнецов обращался к мотивам сна, видения, стремясь найти живописную аналогию литературному и музыкальному символизму. В начале XX века он сблизился с Брюсовым и символистами, сотрудничал с символистскими журналами «Искусство» и «Золотое руно», входил в объединение «Мир искусства».

В 1902 году вместе Кузьмой Петровым-Водкиным и Петром Уткиным художник взялся за роспись саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Рискованный эксперимент вызвал бурю общественного негодования – росписи были уничтожены, но для самих художников этот опыт стал важным шагом в поисках новой выразительности.

В 1904 году Павел Кузнецов стал организатором и участником саратовской выставки символистов «Алая роза», а три года спустя организовал в Москве выставку «Голубая роза», которая дала имя целому периоду русского искусства начала ХХ века. Тогда группа молодых художников сыграла в развитии живописи такую же роль, как Брюсов и Белый в поэзии, Скрябин в музыке, Мейерхольд в театре.

Кузнецов рано приобрел известность. Художнику еще не было и тридцати, когда его работы вошли в знаменитую экспозицию русского искусства, устроенную Сергеем Дягилевым в Париже. После явного успеха Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно) - подобной чести удостоились не многие русские художники.
В начале 1910-х Павел Кузнецов начал работу над знаменитой «степной» серией, которая повествовала об общих законах человеческого бытия – рождение, труд и отдых, смена времен года, явления природы. Также Павел Варфоломеевич зарекомендовал себя как самобытный художник театра («Сакунтала» Калидасы в Камерном театре, 1914 год, постановка Александра Таирова).

В годы революции Кузнецов работал с огромным энтузиазмом: принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала «Путь освобождения», вел педагогическую работу. Позже он стал профессором Строгановского училища, работал в комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1923 году выставка Павла Кузнецова и его жены Елены Бебутовой с большим успехом прошла в Париже. Кузнецов был избран председателем общества художников «4 искусства», получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1940-50-е годы после обвинений в «эстетизме» и «формализме» работы Кузнецова перестали выставлять, а его самого отстранили от преподавания. Несмотря на это, он продолжал много работать. В последние годы его излюбленными жанрами стали пейзаж и натюрморт: Кузнецов возвращался к той пленэрной живописи, с которой начинал свой творческий путь. Заслуженное признание вернулось к нему лишь в последнее десятилетие жизни.

Сейчас работы Павла Кузнецова хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском музее, во многих региональных собраниях. В начале 1970-х годов наследники Павла Варфоломеевича передали в дар музею имени А. Н. Радищева свыше четырехсот живописных полотен. Также на родине художника был открыт Дом-музей Павла Кузнецова.

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.