«Все думали, что аэродром не возродится»

«МОЁ!» разыскала тех, с чьего разрешения городская застройка подошла вплотную к военному аэродрому

25.10.2010 20:45
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Уровень шума в микрорайоне Тепличном по-прежнему превышает предельно допустимый. Более того, впервые доказано, что и в районе больницы скорой медицинской помощи он тоже выше максимально допустимого. Такие неутешительные результаты замеров передало на минувшей неделе в редакцию управление Роспотребнадзора. Шумят, как мы уже не раз писали, не машины и не заводы, а истребители военного аэродрома «Балтимор».

Напомним, по замыслу ВВС Воронеж должен стать центром крупнейшей в России авиабазы. Из-за этого истребители, базирующиеся на «Балтиморе», с прошлого года внезапно активизировались, и вместо одного-двух раз в неделю начали отправляться в учебные полёты каждый день и, что ещё хуже, почти каждую ночь. Сейчас уже ясно, что министерство обороны, принимая решение о создании авиабазы и возвращении истребителей к жизни, о воронежцах не думало и никак не рассчитывало на то, что столкнётся с гражданской активностью (под обращением с требованием прекратить полёты истребителей собрано уже около 100 тысяч подписей). Но здесь резонно задать и другой вопрос. О чём  думали власти, которые разрешили активную застройку близлежащих к «Балтимору» территорий, к примеру, посёлков Тепличный и 1 Мая? Ведь не военный аэродром пришёл к городу, а город за 30 лет подошёл вплотную к военному аэродрому.

«Балтимор» появился на нынешнем месте в 1950-е. А активная застройка Советского района началась только в 60-е. В 70-е—80-е многоэтажки выросли в тогда ещё пригородных посёлках Тепличном и 1 Мая. В начале 90-х в Тепличном в непосредственной близости от аэродрома начал застраиваться частный сектор. В последние 10 лет в посёлке активно строил многоэтажные дома «Домостроительный комбинат».

Воздушный кодекс говорит о том, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полётов воздушных судов, с учётом возможных негативных воздействий оборудования на здоровье граждан и по согласованию с собственником аэродрома. В течение последних 20 лет свою визу под разрешением на строительство домов ставил в том числе и главный государственный санитарный врач области Михаил ЧУБИРКО. Согласования у военных он не получал. Михаил Чубирко объясняет это тем, что, по его мнению, никакой приаэродромной зоны у «Балтимора» нет.

- Защитная зона аэродрома не разрабатывалась никогда, - утверждает главный санитарный врач. – Разработать и утвердить её должны были военные, как собственники объекта. Проще говоря, они должны были показать городу – вот защитная зона, дальше не суйтесь. Когда мы согласовывали разрешения на строительство, у нас не было ни одного документа, в котором бы говорилось, что там строить нельзя. Кроме того, до начала нынешнего года на шум от самолётов вообще никто не жаловался.

Нам казалось, а оказалось…

В начале 90-х в Тепличном, несмотря на трудные годы, развернулась коттеджная застройка. В то время область возглавлял Александр КОВАЛЁВ. Было заметно, что наш звонок бывшего губернатора и бывшего мэра (Александр Ковалёв руководил городом с 2001 по 2003-й) удивил. Он признал, что за время работы ни разу не обсуждал с военными целесообразность застройки рядом с аэродромом. Ни они к нему не обращались, ни он к ним.
 

- Как-то не возникал этот вопрос, жалоб на аэродром не было, -- говорит Александр Ковалёв. – Тем более, казалось, всё шло к тому, что аэродром могли закрыть.

Бывший председатель городского комитета по земельным отношениям Борис СУПРЕНОК утверждает, что сам земли в Тепличном под застройку не выделял, но логику своих предшественников понять может:

- Стоит брошенная земля, куски лакомые. Перспектив аэродрома никто не видит. В 90-е годы  воронежцы на референдуме добились остановки строительства ВАСТ, и появилась уверенность в том, что горожане могут всё. Так почему бы землю не отдать?

Эту по большому счёту ничем не обоснованную уверенность подтвердил Генеральный план развития города, принятый в 2008 году. Напомним, Генплан предусматривает вынос «Балтимора» за черту города и жилую застройку на месте аэродрома. В институте «Воронежпроект», который разрабатывал документ, «МОЁ!» выяснила, что авторы Генплана руководствовались… всё той же уверенностью в скорой кончине аэродрома. Замкнутый круг какой-то. Впрочем, авторы Генплана добавили, что вынос аэродрома в перспективе предусматривал ещё Генплан 1970 года, и «Балтимор», по их мнению, действительно мешает городу. Расти в южном направлении Воронеж не может из-за близости атомной станции, с севера застройку ограничивает гражданский аэропорт. Кроме того, Северный район в 90-е и так разросся и задыхается в пробках.

Бывший мэр Борис СКРЫННИКОВ, во времена которого и был принят Генплан, как нетрудно догадаться, с военными судьбу «Балтимора» также не обсуждал. В архивах сайта городской администрации «МОЁ!» разыскала любопытное сообщение о визите мэра Бориса Скрынникова в 2006 году Тепличный. Если вкратце, суть его в том, что ещё недавно в посёлке было 6 тысяч жителей, а теперь 17 тысяч, и Тепличный продолжит расти и развиваться. Про военный аэродром ни слова.

- Мы запрещали строительство там, где строить нельзя. К примеру, под взлётной полосой, - утверждает Борис Скрынников. – По всем нормам строить в остальных местах в Тепличном было можно. Кроме того, там есть готовая инфраструктура, что немаловажно для строительства.

Застройку разрешило… министерство обороны

Обращает на себя внимание то, что всё это время военные хранили молчание. Перед утверждением Генплана состоялось несколько публичных слушаний. Людей в погонах на них замечено не было. Хотя их наверняка должно было заинтересовать отсутствие «Балтимора» в Генплане. Александр Ковалёв объясняет это тем, что нынешняя реанимация аэродрома стала неожиданностью и для самих военных. По мнению бывшего губернатора, после спешного расформирования военной базы в подмосковной Кубинке лётчиков-москвичей решили разместить как можно ближе к столице. Тут-то и вспомнили про «Балтимор».

О том, что у военных ещё несколько лет назад не было на «Балтимор» никаких грандиозных планов, говорит и то, что ближайшие к аэродрому улицы частного сектора построены не на городских землях, а на землях министерства обороны (!).

- Наши улицы – Луговая, Журавлиная и Вешних вод – изначально должны были быть заселены бывшими работниками космодрома «Байконур». -  рассказывает Наталья ТЮНЯЕВА, руководитель инициативной группы воронежцев, выступающей против расширения аэродрома. – Министерство обороны выделило им земельные участки, подвело коммуникации и разрешило застройку! Со временем многие «байконуровцы» участки продали. Мы их на свою беду купили… 

- А что первично – человек и его потребности или авиабаза? – задаётся вопросом Борис Скрынников. – Если какой-то объект долгое время не работал, а потом вдруг заработал, согласитесь, он должен соблюдать санитарные нормы и правила. Авиабаза должна подстраиваться под горожан, а не горожане под авиабазу.

Представители военно-воздушных сил обещают, что уровень шума от истребителей обязательно снизится после удлинения взлётно-посадочной полосы, а в конце года аэродром получит четыре новых, менее шумных бомбардировщика Су-34. Скорее всего, это заслуга инициативной группы воронежцев, которая постоянно напоминает о себе. Без вмешательства горожан вряд ли удалось бы добиться даже таких уступок.

Ссылки по теме:

«Воронежцы, живущие рядом с аэродромом «Балтимор», отказываются от переписи»

«Военные не отказались от строителсьтва в Воронеже авиабазы»
 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.