«Не надо верить сказкам о недружелюбной Эстонии»

Читатель «МОЁ!» делится своими впечатлениями от поездки в Эстонию

08.02.2010 17:13
МОЁ! Online

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

«Тере, Эстония!

Я устал смотреть  и слушать небылицы об Эстонии, которыми потчуют меня телевизор и радио. Я мыслю критично, и я не зомби.

Мой дед был эстонцем, и тётя, родная сестра моей мамы, живёт в Таллине, вышла замуж за русского, когда мои родители поженились в Воронеже в 70-х. Во времена СССР мы часто ездили к родным и никогда не испытывали проблем в общении с незнакомыми людьми. Мы вылетали самолётом Ереван - Воронеж - Таллин и через пару часов обнимались с близкими в аэропорте столицы Эстонской Республики. Сейчас при стоимости перелёта в 220 евро мы не можем позволить себе того, что могла позволить себе мама-библиотекарь в 80-е, и наша дорога к родным занимает чуть менее полутора суток. Сперва поездом до Петербурга, а затем автобусом до Таллина.

Мы посетили Эстонию в августе 2009-го. Разница между нашими странами чувствуется практически сразу, стоит только переехать границу - нет придорожного хлама, ветхих строений и вселенской неухоженности. Эстония, не обладающая сырьевыми ресурсами и «шальными» средствами, содержит себя в таком порядке, который нам у себя, к сожалению, не увидеть в ближайшем будущем.

Вопреки мифам я часто слышал на улицах русскую речь, а в магазинах продавец, если  не мог объясниться на моём языке,  тут же звал того, кто его знает. Эстонцы рады гостям, но, как и все прибалты, не принимают захватчиков. К сожалению, для части населения мы, русские, таковыми и являемся. Это мы прививали им свои порядки на протяжении десятилетий, а не наоборот. Чувство хрупкой независимости, которую страна обрела после Первой мировой, потерянное в сороковых, заставляет ужесточать требования к желающим стать гражданином страны. Объяснимое желание.

Так, муж моей тёти носит в кармане паспорт негражданина только потому, что мог, но не захотел (!) выучить эстонский язык. Он не потерял при этом работы и друзей-граждан. Тётя, свободно говорящая по-эстонски, и двое её детей, не знающих языка, стали гражданами автоматически, потому что их отец и дед был этническим эстонцем.

Они смотрят российские телеканалы и чувствуют сопричастность с Россией, порой идеализируя её. Восторгаются премьером Путиным: «Он всем покажет!», -  но категорически отказываются переезжать к нам, потому что «всё-таки « Еврозона» и «шенген»».

Многие помнят события на площади Тынис Мяги, но не знают продолжения: со всеми воинскими почестями памятник был перенесён на мемориальное кладбище, где покоится прах тысяч наших солдат, установлен и облагорожен. Да, в другой части того же погоста покоится прах и их противников, но это история, которую в Эстонии не шельмуют. А у нас в Ленинградской области примерно в то же время было снесено мемориальное захоронение нашим солдатам ради строительства нового участка федеральной трассы.

На прежнем месте на Тынис Мяги теперь высится хрустальный крест, по замыслу авторов, объединяющий нацию.

Вопреки другому мифу местные фермеры и предприниматели практически не пострадали от вхождения в Еврозону с её открытыми границами и отсутствием таможенных сборов. Не дотируя бездельников, тянущих деньги из бюджета и не развивающих производства, они сумели устоять – их товары дешевле, во многом качественнее и, что важно для продуктов питания, свежее.

Я как-то слышал поговорку: «Хочешь понять страну – посети её погосты». И должен сказать, это выражение обоснованно. На кладбищах в Прибалтике вообще и в Эстонии в частности нет оград-заборов, кроме внешних, отделяющих мир усопших от мира живых. Вы не будете, цепляясь рукавом за пику ограды, рвать на себе одежду и плохо думать о людях, «оттяпавших» место «для себя на будущее». Камень-плита с высеченным именем и датой жизни, небольшой холмик и аллеи, по которым к месту захоронения можно пройти без труда. Так я и посетил могилу известного певца Георга Отса, голос которого и сейчас Эстония считает национальным достоянием, хотя песни, прославившие его, он спел на русском языке.

Я могу понять эстонцев, переживших депортацию в середине прошлого века и пытающихся восстановить справедливость, и сочувствую им. А эстонцы, встречавшие меня на улицах Таллина, в ответ на моё: «Тере!» - сдержанно, но доброжелательно отвечали мне: «Здравствуйте!»

Нам не хватает этой сдержанности».

Александр Емельянов, фото автора. 

Подписывайтесь на «МОЁ! Online» в «Дзене». Cледите за главными новостями Воронежа и области в Telegram-канале, «ВКонтакте», «Одноклассниках», TikTok, и YouTube.