«Мне не надо славы, просто пусть пишут правду»: Кто на самом деле спас 2 тонувших мальчиков
Героем назвали курсанта воронежского ФСИН, который пытался помочь
В начале недели СМИ облетела новость о том, как храбрый курсант Воронежского института ФСИН спас двоих тонущих ребят (написала об этом и «Ё!»). Назывались имя спасителя, должность и даже фотография прикладывалась — редкий случай, когда слава так быстро отыскала своего героя. В редакцию «Ё!» обратились участники и очевидцы того происшествия, возмущенные растиражированной журналистами информацией.

Мы съездили на берег Дона, поговорили с одним из спасённых братьев и теми, кто едва не стал свидетелями трагедии. У «Ё!» нет задачи кого-то выводить на чистую воду, просто рассказать, как было на самом деле.
«Идешь-идешь, а потом — бац! — и провалился»
…Едем по буеракам к Дону: редакционная машина то и дело подпрыгивает на ухабах, временами вязнет в глубоких лужах. Дорога безлюдная, потому что кто захочет убивать здесь свое авто? Вот и скорая в тот четверг, 31 июля, сюда не сразу проехала. Мальчишки тогда, в последний день июля, катались на великах в этом лесочке. Было жарко, и они, разгорячённые солнцем и ездой, решили окунуться в речку. «Даже не поплавать, а ноги просто помочить», — рассказывали ребята мне. От дома, где они живут в Придонском, до места событий — километра три.

Компания 12 — 14-летних пацанов сложилась года три назад: живут по соседству, занимаются футболом, гоняют на великах. Они и так дружили, а после случившегося и совсем стали не разлей вода.
Берег к реке крутой, спускаемся вниз, скользя по мокрому склону. Пляжем это место можно назвать с натяжкой. Под ногами камешки, на воде вихрятся круги — здесь течение и неровное дно. «Идёшь-идёшь — по щиколотку, а потом — бац! — и провалился!» — рассказывают ребята. Так было и в тот день.
Ибрагиму 12 лет. Это он один из тонувших. Второй — его 14-летний брат Магомет — до сих пор в больнице. Мальчишка семь минут провел под водой, чудом откачали.

— Я плохо плаваю, да и не собирался нырять, просто ноги зашёл помочить, — рассказывал он журналисту «Ё!». — Шёл-шёл и провалился. Брат за меня испугался и прыгнул следом. И у нас дно ушло из-под ног, понесло течением. Брат «поймал панику» — он совсем не умеет плавать — и быстро нахлебался воды. Я стал кричать. Грёб одной рукой, второй держал брата. Испугался, думал — всё, конец нам, — рассказывает мальчишка. — Тот парень, про которого все написали, — Алексей — был на соседнем пляже. Он правда поплыл за нами. Доплыл, но понял, что не сможет нас вытащить, и вернулся назад, — делился с нами парень.
«Он испугался, что и его за собой утащит»
— Просто Ибрагим на него полез, чтобы отдышаться, он, возможно, испугался, что тот и его за собой утащит, и развернулся, — рассказывали мальчишки, что стояли в тот момент на берегу.

В этот момент там находилось человек пять мальчишек. Один из них — Саша — попытался сразу выволочь ребят, протянул им руку.
— Сначала, когда Ибрагим стал кричать, я подумал, что это шутка, — рассказывает другой мальчик — Василий. — Но тут его потащило на глубину, и Мага бросился за братом. Саша пытался их вытянуть одной рукой, но не смог. Он очень худенький, а те двое в теле. Их начало сносить течением. Потом этот молодой человек к ним поплыл, но не смог помочь и поплыл назад на спине. Серёжа стал раздеваться, а я его останавливал. Не хотел, чтобы еще и Серёга утонул, — откровенничает парень.
«Надо попробовать»
Сережа — тот самый герой — совсем худенький, чуть ли не вдвое меньше тех ребят, что шли ко дну, но из всей компании единственный, кто умел хорошо плавать. По словам пацанов, его называют бойцом, потому что он во всё вписывается. Парень полжизни из своих 13 лет занимается футболом, и на поле он защитник — вечно получает травмы, «потому что себя не бережет».
— Мы с Васей не хотели плавать, — рассказывает Сережа Костырин, — зашли по колено в воду и вышли — там камни, купаться неудобно. Уже собрались было уходить, и тут я позвонил крёстной, договориться о том, чтобы она меня подстригла. Положил трубку и вижу: тут такое разворачивается…

Мальчишки наперебой подтверждают, что отговаривали Серёжу лезть в воду, но он не послушал.
— Когда увидел, что парень стал разворачиваться — сил ему, наверное, не хватило, — подумал: я вроде умею плавать, надо попробовать, — рассказывает парень. — Доплыл до ребят, Мага уже не было видно. Подумал, что его унесло течением. Ибрагим стал на меня карабкаться, я нырнул под воду, всплыл, и стало страшно, что не хватит сил добраться до берега. Почти на середине реки мы были. Взял Ибрагима за руку, попытался его успокоить и стал грести одной рукой. Не знаю, как нас течение не утащило. Там воронки закручивались, но нас не унесло на глубину, наоборот. Повезло, наверное. Думал, одного тащу, а оказалось двоих — Ибрагим еще и брата тянул, — рассказывал Сергей.
Тот парень, что первый раз пытался ребят вытащить, по словам Сергея, стоял по пояс в воде и протягивал к ним руки.
— Мы до него доплыли, и он нас вытащил. Потом достали Мага из воды. Он нахлебался и был без сознания. Стали откачивать. Там на берегу две женщины были. Они перевернули Мага на живот, стали воду откачивать из него. Я рот держал Магомеду, чтобы вода выливалась. Он задышал, кашлять начал, храпеть, но не просыпался. Женщины стали помощь ему оказывать и тот парень тоже, — рассказывает мальчишка. — Потом скорая не могла проехать… Наконец всё же врачи оказались рядом, прямо на берегу Магу капельницу поставили.

По словам ребят, Вася позвонил родителям тонувших ребят, чтобы они приехали. А тем временем женщины, бывшие на берегу, сказали пацанам, чтобы они уезжали: «Полицейские станут ругать — вы же тут без взрослых гуляете и купаетесь». Мальчишки сели на велосипеды и уехали.
«Ведь мог не он их спасти, а они его на дно утянуть»
— Я первый раз так близко видел смерть, — признался Сережа журналисту «Ё!». — Ночью не мог заснуть потом, всё прокручивал эту ситуацию. Всё казалось, что у меня сил не хватает их тащить и, кажется, могу бросить руку... А потом ещё три дня переживал, пока Мага был в реанимации. Боялся, что не выживет. Он пришёл в себя и уже в обычной палате. Позвонил мне, пообщались. Мы с ребятами ездили к нему в больницу. Уже разговаривает, но память потерял, надеюсь, что все восстановится, — делится его спаситель.

Мы поговорили с отцом мальчика — Андреем Костыриным.
— У Сергея в этот день должна была быть тренировка. Звоню ему, а он говорит: «Можно я сегодня на тренировку не пойду, мы с ребятами на великах катаемся?» Лето, каникулы же. Я на него поругался, но разрешил. Положил трубку, а на сердце как-то неспокойно стало, может, предчувствие? Через полчаса перезваниваю, и он рассказал, что с ними случилось…Конечно, хорошо, что всё так закончилось, сын мой — молодец, но осадочек-то остался. Ведь мог не он их спасти, а они его на дно утянуть, — откровенничает его отец.
Досадное недоразумение
Как получилось, что поступок восьмиклассника «присвоили» другому человеку, не очень понятно.
— Во вторник из всех утюгов стало звучать о доблестном поступке того Алексея во всех красках. Зачем — не пойму, — удивляется Андрей Костырин. — На берегу же было полно людей, они-то видели, как было на самом деле.
— Мне, когда это всё прочитал в телеграм-каналах, обидно стало, я разозлился, — признается корреспонденту «МОЁ!» Сергей и возмущенно добавляет: — Мне не надо славы, просто пускай пишут правду.

Когда мы стояли во дворе дома нашего героя, к нам внезапно подошла женщина и стала рассказывать о той истории со слов кого-то.
— Там была семья Рогозиных, они отдыхали на берегу речки. Мальчики начали тонуть. Сама Оксана кинулась в воду, но плавать она не умеет. Сын её Алексей — полез за ними. Вытащил одного мальчика. А его будто кто-то за ногу держал. Потом вытащил и второго, — тараторила она.
Женщину не смущало то, что рядом с нами находились непосредственные участники тех событий...